Регион: |
Санкт-Петербург |
Район: |
Петроградский |
Метро: |
Горьковская |
Координаты: |
59°57.001N, 30°19.078E |
Дата обновления: |
10-01-2015 |
Категории: |
Государство, деньги - Исторические лидеры |
На карте |
В Петербурге много памятников Петру I. Большинство из них традиционно-классические-монументальные (Медный всадник, Петр I у Михайловского замка, и т.д.). Но есть среди них пара, которые с полным правом можно назвать необычными: это Прогулка царя в Стрельне и вот этот Петр I, стоящий (вернее, сидящий) в Петропавловской крепости.
Открытие памятника состоялось 7 июня 1991 года, он был отлит фирмой Tallix Art Foundry в г.Бикон (США) и автором ее является Михаил Шемякин. Он работал над скульптурой 8 лет, было сделано несколько вариантов, которые сейчас хранятся в поместье художника в Клавираке (США) и в Нормандии (Франция). Изначально создавать памятник Петру Шемякин не планировал, но в его мастерской находилась маска царя, выполненная еще К.Растрелли. А идею о создании скульптуры с помощью этой маски подал его друг - Владимир Высоцкий.
Место установки символично: между собором, где покоится сам Петр, и тюрьмой, в которой был замучен его сын Алексей. Некоторые даже считают, что сидящий в кресле бронзовый император продолжает вести допрос царевича.
Памятник с самого момента своей установки вызывает горячие споры - прежде всего из-за непропорциональности фигуры Петра: лысая маленькая голова, неподвижный ледяной взгляд, вытянутые руки и туловище. Но ведь сначала Шемякин создавал тело совершенно пропорциональное голове, а затем начал удлинять туловище и конечности. Зачем? Почему?
Мне все-таки кажется, что тем самым автор хотел показать противоречивость личности Петра. С одной стороны - "поднял Русь на дыбы" (но за этим пожалуйте к вздыбленному Медному всаднику), властной рукой аки римский император управлял страной (это уже Петр у Михайловского замка). Но с другой стороны: "петровы указы кнутом писаны" (Пушкин), "с детства плохо направленный нравственно, рано испорченный физически, невероятно грубый по воспитанию, бесчеловечный" (Ключевский), "дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей" (Толстой), "Варвар, цивилизовавший свою Россию; он строил города, а сам в них жить не хотел; он наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу" (Август Стриндберг).
Вот и шемякинский Петр словно соткан из своих противоречий. Но самое главное: он заставляет не просто пройти мимо, сделав дежурную фотку, сидя у него на коленях. Он заставляет всех нас ЗАДУМАТЬСЯ.
Композицию Прогулка царя создал тот же Михаил Шемякин. Только вот петровы пропорции там более "правильные".