Регион: |
Санкт-Петербург |
Район: |
Центральный |
Метро: |
Невский проспект |
Координаты: |
59°56.079N, 30°20.246E |
Дата обновления: |
30-08-2014 |
Категории: |
Кино, фото, книги - Фотографы |
На карте |
На Малой Садовой улице в Санкт-Петербурге стоит памятник фотографу. Установлен он был в 2001 году по инициативе историка С.Лебедева, создали памятник скульптор Б.Петров и архитектор Л.В.Домрачева. Место установки отнюдь не случайно - именно здесь, на Малой Садовой в доме №3, с начала ХХ века и до 30-х годов располагалось фотоателье, в котором трудилась династия фотомастеров Карла Буллы и его сыновей. Сейчас в помещении булловского ателье по-прежнему располагается фотостудия и музей его имени. Памятник Фотографу – это, конечно, собирательный образ фотографов 19-20 веков, но главным прототипом его, по всей видимости, был именно Булла.
Многое в биографии Карла Карловича Буллы остается непонятным и загадочным. Например, что заставило десятилетнего немецкого мальчишку из обеспеченной семьи покинуть свой родной Леобшютц в Пруссии, сесть на пароход и отправиться в Россию? Или как он продолжал быть штатным фотографом Министерства Императорского двора и одновременно иметь право от тайной полиции на съемки «всякого рода фотографических работ вне дома» во времена Первой Мировой?
Тем не менее, в 1862 году мальчик сошел на берег в Петербурге и устроился посыльным в местную фотофирму "Дюнант". Владельцы заведения поручали ему мелкие работы в салоне, а со временем произвели в лаборанты. Но что-то, видимо, пошло не так и через некоторое время Карл был уволен из фирмы. Отправившись на "вольные хлеба" он приобрел аппаратуру и зарабатывал на жизнь изготовлением частных фотопортретов.
Бизнес набирал обороты, и в 1875 году Булла создал свое первое ателье, а еще через некоторое временя стал самым популярным фотохудожником Санкт-Петербурга. Он начал экспериментировать со «светом и тенью», возводя «дагерротипию» в ранг фотоискусства. С середины 70-х годов Карл снимает все, что видит, — импровизирует на пленере, фиксируя жизнь столичных улиц, изготавливая занимательные виды петербургской архитектуры. Именно ему мы обязаны за снимки Исаакиевского и Казанского соборов того времени, первого электроперевоза через Неву и последнего наплавного моста, и многого-многого другого. Карл Булла был исключительно влюблен в свое дело. Он создал более 200 тысяч фотографий, что даже по нынешним меркам немало. Это сейчас для печати можно просто нажать на кнопку принтера, а тогда нужно было проявлять пленку, потом печатать, проявлять и фиксировать каждую фотографию (многие еще помнят технологию этого процесса).
В 1896 году он пробует «военно-полевое» фото, снимая маневры русской армии, а позднее работает "светолетописцем" на фронтах русско-японской войны. Булла сохранил для потомков "настоящих" Николая II и Льва Толстого, изготовил серию потрясающих фотозарисовок "нового смутного времени" (революции 1905-1907гг.).
В 1916 году мастер неожиданно для всех отошел от дел и передал ателье сыновьям - Виктору и Семену, а сам уехал на небольшой островок Эзель в Эстонии, где и умер в 1929 году. Дети продолжали дело отца - трудились в собственном, а затем и "национализированном" салоне, не раз побеждали в советских фотоконкурсах, работали корреспондентами в газетах.
В моей коллекции есть еще 3 "фотографа": Мальчик-фотограф в Красногорске, Фотограф в Нижнем Новгороде и Фотограф в Минске. А вообще похожих памятников существует очень много (см. фотогалерею).