Страна: |
Россия |
Регион: |
Самарская область |
Город/Нас.пункт: |
Самара |
Координаты: |
53°11.932N, 50°05.748E |
Дата обновления: |
28-12-2024 |
Категории: |
Искусство, музыка - Музыкальные произведения |
На карте |
В 1907 году в Струковском саду в Самаре состоялось первое исполнение вальса "На сопках Маньчжурии" (полное его название - "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии"). Вальс исполнил духовой оркестр 214-го Мокшанского полка. Дирижировал оркестром его капельмейстер Илья Алексеевич Шатров. Он же является автором этого вальса, впоследствии ставшим всенародно популярным.
Посвятил свое произведение Шатров подвигу русских воинов в сражении под Мукденом в русско-японскую войну. Тогда 214-й резервный Мокшанский пехотный полк прикрывал отступление основных войск. В критический момент командир полка полковник Павел Побыванец скомандовал: "Знамя и оркестр — вперед!". Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер, приказал играть боевой марш и повел оркестр вперед за знаменем полка. В том бою погиб командир полка, из 4000 человек личного состава в живых осталось 700 человек, а из 61 музыканта оркестра выжили только семеро. В 1906 году полк был переведен в Самару.
В 2020 году администрация Самары объявила конкурс на создание мемориала в честь первого исполнения вальса. На конкурс было подано 23 эскиза, из которых жюри выбрало проект скульпторов Николая Куклева и Кристины Цибер. Открытие ее состоялось в 2021 году.
Композиция представляет собой воссозданную по архивным материалам арку - вход в сад. Перед ней стоит кавалер (некоторые считают, что это сам Шатров) и приглашает девушку на вальс.
Появление памятника вызвало неоднозначную реакцию горожан.
Например, известная самарская художница Полина Горецкая поставила его на третье место
в своем анти-рейтинге памятников Самары (на первом месте у нее - памятник семье Аксаковых,
на втором - памятник Рязанову). Некоторые прямо-таки вопиют - как можно
танцевать под такие строки:
Страшно вокруг,
И ветер на сопках рыдает.
Порой из-за туч выплывает луна,
Могилы солдат освещает.
Но, во-первых, сам автор выбрал в качестве жанра своего произведения вальс. А вальс - это танец. Во-вторых - никаких слов поначалу не было. Уже позже были написаны тексты, причем в разное время и разными авторами - Степаном Петровым, Алексеем Машистовым, Павлом Шубиным. Есть даже текст на украинском языке, написанный М.Рохленко.
А чаще всего звучат обвинения в "убого-провинциальном примитивизме". Действительно, фигуры кавалера и барышни выглядят несколько упрощенно.
Но вспомним предыстрию создания памятника. Еще до объявления конкурса депутат Госдумы А.Хинштейн говорил: "Я считаю очень важным, чтобы в Самаре появилась скульптурная композиция, напоминающая людям о знаменательном событии — первом исполнении вальса «На сопках Манчжурии»". И далее тот же Хинштейн "считает важнейшим фактом отсутствие средств из бюджета города и региона на его создание и воплощение". Понятно? Все как всегда: "мы считаем необходимым вот это, но денег у нас нет". В результате опять стали "скрести по сусекам" и "нагибать" спонсоров. А оно им надо?
Как бы то ни было, хочется надеяться, что этот памятник побудит людей побольше узнать о нашей истории и еще раз прослушать этот замечательный вальс.
Кроме памятника произведению, есть еще два памятника непосредственно Шатрову. Один расположен недалеко от Воронежа, а другой - в Тамбове. Тамбовский посвящен Шатрову и В.Агапкину - автору еще одного музыкального шедевра - марша "Прощание славянки".
Сначала я не хотел приводить здесь звучание вальса. Но все-таки не удержался и включил запись великого произведения в исполнении великого Дмитрия Хворостовского. Уверен, что оно никого не оставит равнодушным. Кстати, в этом варианте используются стихи Алексея Машистова.