Регион: |
Москва |
Округ: |
Центральный |
Метро: |
Комсомольская |
Координаты: |
55°46.661N, 37°39.468E |
Дата обновления: |
25-10-2014 |
Категории: |
География, астрономия - Нулевой километр |
На карте |
9 июля 2001 года в ознаменование 100-летия Транссибирской магистрали в Москве на Ярославском вокзале установили памятный столб "0 километр". С обратной стороны указана длина - "9298км". На другом конце Транссиба, во Владивостоке, находится аналогичный столб.
Здесь есть несколько странностей.
Первая: почему Москва и Владивосток?
Ведь изначально Транссиб начинался в Санкт-Петербурге
(хотя официально строительство началось 1891 году в Миассе недалеко от Челябинска), а конечной точкой был Порт-Артур. Начальную точку в 1917 году вместе со
столичным статусом перенесли из Санкт-Петербурга в Москву, а Порт-Артур был потерян Россией после поражения в Русско-Японской войне.
Вторая: почему Ярославский вокзал?
После переноса "нулевого километра" из Санкт-Петербурга Транссиб начинался сначала на
Курско-Нижегородском (ныне Курский) вокзале, а затем до середины 1920-х гг. – на Рязанском (сейчас Казанский) вокзале.
Третья: почему 9298км?
Во Владивостоке значится другая цифра - 9288км.
Железнодорожники объясняют это тем, что во Владивостоке указана реальная длина, а в Москве - так называемая тарифная,
по которой определяются цены на билеты. Выходит, что "тарифный" километр несколько меньше реального, и тем самым наши РЖД
изобрели свою собственную меру длины.
Четвертая: почему 2001 год как 100-летие Транссиба?
Действительно, движение поездов началось 21 октября (3 ноября) 1901 года.
Но регулярное сообщение между Санкт-Петербургом, Владивостоком и Порт-Артуром по
было установлено в июле 1903 года, когда Китайско-Восточная железная дорога была принята в постоянную эксплуатацию.
Но даже тогда поезда не следовали по всему протяжению - через Байкал их летом
приходилось переправлять на пароме, а зимой - по льду(!). По железной дороге поезда пошли в 1905 году после строительства Кругобайкальской жд.
Строительство же на территории Российской империи закончилось 5(18) октября 1916 года, с пуском Хабаровского моста через Амур.
А полностью электрифицировали Транссиб только в 2002 году.
И еще. Трассиб - величашее и уникальное достижение России. Казалось бы, мы должны всячески сохранять все, что с ним связано. И тем непонятнее выглядит уничтожение и сдача на металлолом(!) одного из замечательнейших сооружений - моста через Енисей в Красноярске. А ведь это один из самых знаменитых мостов! В 1900 году он наряду с Эйфелевой башней был удостоен Гран-при и золотой медали Всемирной выставки в Париже — «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Позднее ЮНЕСКО назвало его «вершиной человеческой инженерной мысли». Мост также упоминается в книге «Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов», изданном в 1991 году в США, — в разделе «Россия», наряду с Кремлем и Петродворцом. Вот что было бы настоящим памятником Транссибу!
Кроме московского и владивостокского столбов на Трассибе установлено еще два: один – это памятный знак на границе Европы и Азии на 1778-м км у Первоуральска. Второй, увенчанный двуглавым орлом, стоит на 3336-м км дороги в Новосибирске - мегаполисе, своим рождением обязанным именно Транссибу. А между Иркутском и Черемхово есть станция, стоящая ровно на половине пути. Она так и называется - Половина.
В Москве есть еще один "Нулевой километр", от которого отсчитывается километраж обычных, не железных, дорог.