Страна: |
Россия |
Регион: |
Свердловская область |
Город/Нас.пункт: |
Екатеринбург |
Координаты: |
56°49.864N, 60°35.798E |
Дата обновления: |
24-08-2023 |
Категории: |
Спорт - Велосипедисты |
На карте |
В начале августа 2006 года в Екатеринбурге на пешеходной улице Вайнера (местном Арбате) появился памятник, на котором написано: "Изобретатель велосипеда Ефим Артамоновъ". Его авторы - скульпторы С.В.Прохоренко и А.В.Рябов. Отливали "Артамонова" в литейной мастерской "Брезгин и Ко". Рядом с ним любят собираться настоящие велосипедисты, называя изобретателя Артамонова "дедушкой уральского маунтинбайка".
Это один из самых противоречивых арт-объектов на моей памяти. И противоречия начинаются как раз с надписи. Она сделана с претензией на старинность, с твердым знаком на конце фамилии. Но почему тогда имя "Ефим" без него?
Но это по большому счету придирки. Главное - сам факт изобретения велосипеда. По легенде крепостной Демидовых Ефим Артамонов изобрел свой велосипед (или как его еще называли - самокат) в 1800 году. Сначала по русской традиции его побили, но потом он получил благословение хозяев и отправился со своим изобретением (вернее, верхом на нем) на коронацию Александра I в Санкт-Петербург по маршруту Нижний Тагил - Пермь - Казань - Москва - С.Петербург. Там он получил от нового царя вольную и вдобавок 25 рублей. Эта история даже содержалась в Большой Советской Энциклопедии сначала во втором издании (1950г.), а затем и третьем. Тем самым утвеждалось, что велосипед был изобретен в России на 30 лет раньше чем в Англии. Также говорится, что сохранился и сам велосипед Артамонова, хранящийся поныне в нижнетагильском музее.
Легенда, конечно, красивая, к тому же поднимает наше самосознание и гордость. Но...
Первое упоминание об Артамонове содержится в "Историческом очерке уральских "горных заводов" историка В.Д.Белова, вышедшем в 1898г. При этом ни в нем, ни в последующих публикациях не содержится никаких ссылок на документы. В хрониках, описывающих коронацию Александра I, тоже нет упоминаний о "демонстрации" велосипеда. Да и сама коронация русских царей проходила в Москве, а не в Питере.
Интересно, что документальных свидетельств нет и о самом Артамонове. Экспертиза металла велосипеда из нижнетагильского музея показала, что он отлит гораздо позже описываемых событий. Добраться из Нижнего Тагила до Перми (560км) за 5 дней даже на современном велике по асфальту весьма затруднительно, а уж на "костотрясе" по российским "направлениям" начала XIX века представляется вообще нереальным.
Да и сведения о самом "уральском изобретении" тоже весьма противоречивы. Экспонат нижнетагильского музея полностью металлический, а источники утверждают, что спицы для колес Артамонов выточил из ножек стульев. Кое-где говорится, что велосипед Артамонова был без педалей, а велик в Нижнем Тагиле таковые имеет. Может поэтому, понимая всю ситуацию, авторы бронзового Артамонова одну из спиц сделали "как деревянную", а педали убрали (на памятнике ноги Артамонова крутят воздух)?
Но как бы то ни было, скульптура получилась прикольая и забавная.
Однозначно назвать изобретателя того, что мы сейчас называем велосипедом, невозможно. Немец Карл фон Дрез в 1817 году изобрел двухколесную "машину для бега" (Laufmaschine) - по имени создателя ее назвали "дрезиной". Шотландец Макмиллан в 1840 году добавил к "дрезине" педали (правда, соединялись они с задним колесом рычагами, а не цепью). В 1862 году француз Пьер Лалман расположил педали на переднем колесе. В 1867 году изобретатель Каупер предложил конструкцию колеса с тонкими спицами, В 1878 году англичанин Лоусон добавил цепную передачу, а в 1888 году шотландец Джон Данлоп изобрёл надувные шины из каучука. Список можно продолжать - "изобретение велосипеда" продолжается и сейчас.
В нижнем Тагиле есть еще один памятник Артамонову - уже с педалями и полностью металлическими спицами.