Регион: |
Москва |
Округ: |
Центральный |
Метро: |
Комсомольская |
Координаты: |
55°46.374N, 37°39.274E |
Дата обновления: |
25-10-2014 |
Категории: |
Профессии - Строители, железнодорожники |
На карте |
Около Царской башни Казанского вокзала Москвы стоит памятник создателям российских железных дорог. Он был установлен 1 августа 2013 года, в день Железнодорожника, а за 2 года до этого, 2 сентября 2011 года, в основание памятника была произведена закладка капсулы с обращением к потомкам.
По большому счету, в самом памятнике нет ничего необычного. Но я все-таки включил его в свою коллекцию по двум причинам. Во-первых, памятник был создан Салаватом Щербаковым, автором еще нескольких "железнодорожных" памятников - в частности, памятника Окружной железной дороге. А во-вторых, мне интересна личность одного из "персонажей" этой композиции - Франца Антона фон Герстнера, единственного иностранца на памятнике.
Краткая информация о "персонажах" памятника:
Отец и сын Черепановы: Ефим Алексеевич (1774-1842) и Мирон Ефимович (1803-1849), русские изобретатели и промышленные инженеры. Создали первый в России паровоз. Также построили чугунные железные дороги от одной из фабрик на медный рудник.
Граф Сергей Юльевич Витте (1849-1915) - русский государственный деятель, в 1892 году был министром путей сообщения. Является одним из вдохновителей создания Транссиба.
Павел Петрович Мельников (1804-1880) - российский ученый-механик и инженер, один из авторов проекта железной дороги Санкт-Петербург - Москва, первый министр путей сообщения России.
Князь Михаил Иванович Хилков (1834-1909) - русский государственный деятель, действительный тайный советник, министр путей сообщения Российской империи (1895-1905).
Франц Антон фон Герстнер (1796-1840) - австрийский и чешский инженер, строитель первых железных дорог в Чехии, Австрии и России. В начале 1835 года он подал записку императору Николаю I, в которой изложил свои соображения о строительстве железных дорог: "…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения…". Далее предлагалось проложить железную дорогу между Санкт-Петербургом и Москвой, затем связать Москву с Казанью и Нижним Новгородом, и продолжить дальше на юг — до Одессы. Тем самым, именно Герстнера можно считать "отцом" всех российских регулярных железных дорог.
Интересно, что Герстнер в своем предложении требовал, чтобы всякая железная дорога, устроенная в России в течение двадцати лет, обращалась бы в его собственность.
В Санкт-Петербурге на Витебском вокзале установлен отдельный памятник фон Герстнеру, и автор его - все тот же Салават Щербаков.