Регион: |
Москва |
Округ: |
Северо-восточный |
Метро: |
Отрадное |
Координаты: |
55°51.692N, 37°36.737E |
Дата обновления: |
25-10-2014 |
Категории: |
Транспорт, путешествия - Колесные пары |
На карте |














Обычно железнодорожные линии строятся. Но иногда их по разным причинам разбирают. И вот такой разобранной жд ветке в Москве существует памятник, который так и называется - Бескудниковской жд ветке. Она шла от станции Бескудниково Савеловской жд до станции Лосиноостровская Ярославской жд. История ее следующая.
В 1862 году началось строительство Ярославской жд (от Москвы до Сергиева Посада). Постепенно она начинает приносить прибыль акционерам (большинство железных дорог в то время были частными!). И тогда хозяева решили построить еще одно направление – на Савелово, чтобы связать Москву с Верхне-Волжским торговым путем. Но дело затягивалось, и главное – никак не могли определиться с расположением вокзала. Однако работы от Савелово уже вовсю велись, и тогда со стороны Москвы начинается встречное строительство. Одновременно протягивается специальная соединительная ветка от Ярославской жд. Для этого там возводится платформа около Поста 10-й версты (сейчас это – платформа Северянин).
Поезда из Москвы в Савелово пошли в 1900 году. Но шли они из Москвы не с Савеловского вокзала (которого еще не было), а с Ярославского. И именно с современной платформы Северянин они уходили в сторону современной станции Бескудниково и ехали в Савелово по Савеловской дороге. В 1902 году наконец был построен Савеловский вокзал и поезда в Савелово пошли уже с него.
Позднее путь от платформы Северянин был разобран и Бескудниковская ветка стала соединяться с Ярославской дорогой на станции Лосиноостровская. Она имела довольно большой грузооборот, т.к. соединяла две крупные железнодорожные ветки. Но после постройки Окружной железной дороги большая часть грузов пошла по ней, и Бескудниковская ветка стала хиреть. В 1946г. на этой ветке строится станция Институт Пути, а в 1948г. - платформы Дзержинская, Слободка, Отрадное. Тогда же открывается пассажирское движение от Лосиноостровской до Бескудниково, а к 1955г. ее полностью электрифицировали. Ветка начала оживать. Помимо пассажирского движения она используется самими железнодорожниками. Кроме того, на ней расположено достаточно много промышленных предприятий. Использовалась она и для подвоза скота на ВСХВ (теперь ВВЦ).
В 1965 году, в связи с прокладкой трамвайной линии, закрывается движение на участке Дзержинская - Лосиноостровская. Ветка перестаёт быть сквозной и становится тупиковой. В середине 70-х годов начинают строить станцию метро Свиблово и закрывают платформу Дзержинская. В 1987г. в связи со строительством Серпуховско-Тимирязевской ветки метро, движение по Бескудниковской ветке полностью закрывается. Прямо на ее трассе начинают возводить жилые дома, и сейчас о самом существовании этой ветки уже почти ничего не напоминает. Разве что сохранился павильон на станции Отрадная, железнодорожный мост через Яузу (сейчас пешеходный), да вот этот памятник: небольшой кусочек железнодорожного пути, колесная пара и детский паровозик.
При обустройстве памятника не было учтено расположение пути - рельсы лежат перпендикулярно реальному направлению ветки. При этом паровоз направлен верно, в сторону платформы Отрадное.
Как ни странно звучит, но памятники железнодорожным колесным парам - отнюдь не редкость (см. фотогалерею).
В Москве есть еще пара памятников железным дорогам, но, в отличие от Бескудниковской, действующим - Окружной железной дороге и Транссибу. А также есть памятник колесной паре с водруженным на нее Лениным.