Страна: |
Россия |
Регион: |
Ярославская область |
Город/Нас.пункт: |
Рыбинск |
Координаты: |
58°02.990N, 38°51.256E |
Дата обновления: |
10-10-2018 |
Категории: |
Профессии - Профессии разные |
На карте |
В 1977 году в Рыбинске появилась новая скульптура - "Бурлак". В тот год город праздновал 200-летний юбилей указа Екатерины II о присвоении Рыбной слободе статуса города. Утверждается, что это единственный в мире памятник людям столь тяжкого труда. Во всяком случае о других подобных монументах мне неизвестно.
Авторы памятника - уроженец Рыбинска скульптор Л.Писаревский и архитектор Н.Лосев. Писаревский давно вынашивал планы о его создании, изготовил эскизы и даже макет, но воплощения своей идеи так и не увидел - он ушел из жизни за 3 года до установки.
Первоначально памятник располагался на улице Стоялой - именно в этом месте перед навигацией собирались люди и стояли в ожидании найма. Позже "Бурлака" переместили на набережную Волги, а его место занял бюст адмирала Ф.Ф.Ушакова.
В начале XIX века Рыбинск был центром бурлачества. В самом прямом смысле этого слова: город делил их на "нижних бурлаков", тянувших суда от Астрахани до Рыбинска, и "верхних", шедших дальше, вплоть до Петербурга. В навигацию здесь собиралось до 150 тысяч человек (при том, что население самого Рыбинска составляло порядка 7 тысяч). Такое большое количество желающих заняться столь тяжелым трудом объяснялось двумя причинами: частенько в бурлаки шли разорившиеся крестьяне, отставные солдаты и просто люди, не имеющие другого дохода. Вторая причина - за 70-дневную путину можно было заработать до 40 рублей. Этой суммы вполне хватало на проживание до следующей навигации.
Профессия исчезла с появлением пароходов - в середине XIX века число бурлаков начало сокращаться и к 70-м годам они практически исчезли.
Говоря о бурлаках, мы сразу же представляем нечто похожее на картину И.Репина "Бурлаки на Волге". Но даже современники отмечали много несоответствий картины с реальностью. Первая: Репин писал ее в 1870-1873 годах, когда бурлаков уже почти не осталось. Вторая: люди тянут лодку-расшиву, идя по берегу. Но такой способ применяли очень редко - чаще всего когда судно садилось на мель. В основном же "производственный процесс" был следующим: длинную, до 1км, веревку с привязанными к ней якорями отвозили на лодке вверх по течению и бросали якоря. Бурлаки на барже тянули эту веревку от носа к корме, наматывая на установленный на палубе барабан. Третья: у Репина бурлаки идут по берегу по довольно сносной дороге, причем явно видны следы предыдущих караванов. И сегодня-то трудно представить наличие такого "хайвея" вдоль реки. А в те времена если уж и тянули баржу с берега, то идти приходилось по прибрежным камням, кустарникам, а частенько и по пояс в воде.