Скульптуры железнодорожников и пассажиров в Екатеринбурге


Страна:
Россия
Регион:
Свердловская область
Город/Нас.пункт:
Екатеринбург
Координаты:
56°51.510N, 60°36.046E
Дата обновления:
28-02-2025
Категории:
Профессии - Строители, железнодорожники

На карте


Основные фото:

В 2003 году творческо-производственное объединение "Екатеринбургский художественный фонд" провело реконструкцию старого железнодорожного вокзала в Екатеринбурге. Здание было построено еще в 1878 году по проекту архитектора П.П.Шрейбера. По своему прямому назначению оно использовалось до 1914 года, когда был построен новый вокзал. Старый же долгое время использовался только для военных нужд. Сейчас, после реконструкции, в нем располагается музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги.

Летом 2006 года на площади перед вокзалом-музеем появились новые "экспонаты" - жанровые скульптуры, посвященные работникам железной дороги и их "клиентам" - пассажирам. Авторы всех композиций - Юрий Крылов и Александр Кокотеев.

Справа от входа в вокзал стоит "начальник станции", и ударом в колокол готовится дать сигнал об отправлении поезда. На самом деле это был не просто удар, а целый ритуал, строго расписанный в уложении "Колокола на станциях". Сигналов было три (совсем как "звонков" в театре). Первый (одинарный) предупреждал пассажиров, что пора готовиться к посадке. Второй (два удара) предписывал им занять свои места. И только третий (соответственно, три удара) возвещал об отправлении поезда. Был еще один "регламентированный" сигнал - звон колокола (без счета ударов) сигнализировал о выходе поезда с соседней станции.

Слева от входа в вокзал проводница несет пару стаканов чая пассажирам. Кто ездил в советских поездах помнят, что подача чая тоже была ритуалом. Сначала проводник растапливал печь, которую все называли "Титан". Печь топилась древесным углем, отчего в вагоне стоял запах, который ни с чем не перепутаешь. И только после закипания кипятка проводник наливал чай и разносил его в стаканах, установленных во всенепременных, обязательных подстаканниках. Блюдечек подавать не полагалось, поэтому ложку клали прямо в стакан - как это и изобразили скульпторы.

Следующий персонаж на привокзальной площади - "шпалоукладчица". Это дама пашных форм в спецовке, с платком на голове и кувалдой на плече. Видимо, это отсыл к тем временам, когда рельсы крепились к деревянным шпалам здоровенными гвоздями-костылями. Работа была тяжелая (помахай-ка целый день кувалдой!), но удивительным было то, что этой работой занимались женщины. Я сам прекрасно помню: будучи в стройотряде в казахстанском Экибастузе мы как раз работали на укладке железнодорожного полотна. А бригадиром у нас была тетя Маня - гарная дивчина, на спор вгонявшая в шпалу костыль за 3 удара кувалдой! Вы сможете забить хотя бы гвоздь с трех ударов? Вот только одна непонятная деталь со "шпалоукладчицей" - она идет по современным, бетонным шпалам, рельсы к которым прикручиваются болтами, причем еще на заводе.

Напротив "шпалоукладчицы" расположилась колоритная пара "путейцев", прозванных екатеринбуржцами "толстый и тонкий". Видимо, они чем-то напомнают персонажей чеховского рассказа (кстати, памятники настоящим, чеховским "толстому и тонкому", есть в Таганроге и в Южно-Сахалинске). Рядом с ними стоит тележка уже с настоящими, деревянными, шпалами (кто помнит - их пропитывали креозотом, имевшим весьма специфический и не никогда не выветривающийся запах). Парочка, видимо, решила устроить перекур ("тонкий" держал в губах сигарету, а "толстый" давал "огоньку"). Вот это по-нашему - женщины машут кувалдой, а мужики устраивают перекур. Я не зря упомянул процесс прикуривания в прошлом времени - видимо, на фоне борьбы с курением сигарету и спичку спилили. А зря! Теперь совсем непонятно - чем эти работяги занимаются, и почему "толстый" протягивает руку к лицу "тонкого".

Ну и центральная композиция на площади - "пассажиры". Здесь уже разыгрывается целая ролевая сцена: мамаша после первого сигнала "начальника станции" схватила за руку упирающегося сынишку и ринулась на посадку. Следующий за ними папаша не поспевает, согнувшись под тяжестью детскаго велосипеда и тяжеленного чемодана (да-да, раньше чемодан надо было нести, а не катить на колесиках). А позади их на чемодане возлежит еще одна дамочка - то ли отправляется не ее поезд, то ли она по наивности полагает, что времени много и она еще успеет.


Кстати...

Я бы добавил сюда еще одну композицию - сценку с покупкой железнодорожных билетов. В советское время этот многочасовой процесс был еще тем приключением.

Другие памятники в регионе

Комментарии:

Для этого памятника пока нет комментариев

Написать комментарий
Ваше имя:
(* Обязательный пункт)

Введите имя

e-mail:
(Необязательно, не показывается, только для обратной связи)
Комментарий:
(* Обязательный пункт)
Внимание: комментарии рекламного характера,
а также содержащие нецензурные выражения, будут удалены!

Введите комментарий

Введите цифры с картинки:

Неверные цифры

Добавить
Отмена