Памятник Окружной ЖД в Москве


Регион:
Москва
Округ:
Северный
Метро:
Войковская
Координаты:
55°50.550N, 37°31.812E
Дата обновления:
25-10-2014
Категории:
Профессии - Строители, железнодорожники

На карте


Основные фото:

Дополнительные фото:

На перроне железнодорожной станции Лихоборы установлен памятник в честь 100-летия Московской Окружной Железной Дороги (Малое Кольцо), которое пришлось на 2 августа 2008 года. Композицию создал коллектив авторов во главе с Заслуженным художником России Салаватом Щербаковым.

Было предложено несколько идей, но остановились на варианте, удовлетворившем как московские, так и железнодорожные власти: на постаменте в виде колеса, рельсов и шпал, изображен символ Москвы – Кремль, который опоясывает железная дорога с идущим по ней поездом. За композицией установлено чугунное ограждение из 14 секций с изображением основных станций Московской окружной дороги. Справа от стеллы установлена бронзовая модель паровоза, слева – модель тепловоза: таков был подвижной состав, использовавшийся на Малом кольце.

Своим появлением Окружная дорога была обязана промышленному буму конца 19 – начала 20 века. Московский узел задыхался от количества грузов - перевозкой товаров с вокзала на вокзал занимались ломовые извозчики (а их было более 30 тысяч!). Первым идею строительства Окружной дороги, которая должна была связать все десять направлений железных дорог, заговорил известный железнодорожный магнат Ф.И.Чижов.

Надо заметить, что в то время лишь 5% железных дорог принадлежали государству – остальные были частными, причем каждая имела свои устав, правила перевозок, тарифы и подвижной состав. В таких условиях строительство Окружной дороги представлялось проблематичным. Чтобы разрешить эту коллизию, правительству пришлось выкупить железные дороги. Этот процесс завершился к концу XIX века.

7 ноября 1897г. на Особом правительственном совещании император Николай II «высочайше признал желательным» строительство Московской Окружной железной дороги. Состоялся конкурс, на который было представлено 13 проектов. Победил проект инженера П.И.Рашевского, ставшего впоследствии начальником работ по реализации своего проекта.

19 июля 1908 года по Окружной прошел первый поезд и началась ее эксплуатация. Протяженность Окружной железной дороги составила 54км (а с учетом подъездных и дополнительных веток — 145км).

С самого начала на ней было открыто не только грузовое, но и пассажирское сообщение и даже проводились экскурсии. Но к концу 1920-х районы, по которым проходит Малое кольцо, получили трамвайное и автобусное сообщение, поэтому в 1934 году пассажирское движение было закрыто.

Тем не менее, сейчас существуют планы по модернизации Окружной для перевозки пассажиров. Официально было заявлено, что на 2016 год запланировано открытие регулярного движения пассажирских электропоездов по Малому кольцу, которое в перспективе будет иметь 31 остановочный пункт. Однако 19 сентября 2012 года на совещании у премьер-министра РФ Д.Медведева, на которое прессу не допустили(!), мэр Москвы С.Собянин признал, что электрички по Малому кольцу пустят только к 2020 году. И это в то время, когда положение с пассажиропотоком в Москве просто катастрофическое!


Кстати...

Памятник в Лихоборах – не единственный, посвященный "железнодорожной" теме, в котором участвовал Салават Щербаков. Он также спроектировал памятник первому министру путей сообщения П.П. Мельникову на Комсомольской площади в Москве и памятник первому строителю железной дороги в России Фон Герстнеру на Витебском вокзале Санкт-Петербурга.

В Москве есть еще пара памятников железной дороге - Бескудниковской железнодорожной ветке и Транссибу.

Другие памятники в регионе

Комментарии:

Для этого памятника пока нет комментариев

Написать комментарий
Ваше имя:
(* Обязательный пункт)

Введите имя

e-mail:
(Необязательно, не показывается, только для обратной связи)
Комментарий:
(* Обязательный пункт)
Внимание: комментарии рекламного характера,
а также содержащие нецензурные выражения, будут удалены!

Введите комментарий

Введите цифры с картинки:

Неверные цифры

Добавить
Отмена