Страна: |
Япония |
Город/Нас.пункт: |
Токио |
Координаты: |
35°41.149N, 139°45.320E |
Дата обновления: |
30-10-2020 |
Категории: |
Разное - Исторические |
На карте |
"Восток - дело тонкое" - говорил известный персонаж известного фильма. Это высказывание можно в полной мере отнести к отношению японцев к памятникам и даже историческим событиям. Вот прекрасный пример: в саду императорского замка в Токио около дорожки стоит неприметный камень с высеченными иероглифами. Надпись гласит (спасибо моему другу Хаяшиде-сан за перевод): на этом месте был Мацу но Орока. Очень информативно, да?
Начинаем шерстить интернет. Выясняем, что Мацу но Орока (яп.松之大廊下 - так написано на камне, англ. Great Pine Corridor) - "Сосновый коридор" - деревянная галерея, бывшая когда-то составной частью замка сёгунов в Эдо (Токио). Название галерея получила по рисункам японских сосен, украшавших традиционные сдвижные двери. Длина ее составляла порядка 50 метров (вторая по величине в замке) и шириной 4 метра. Во время революции Мейдзи в 1860-х годах была снесена вместе с другими частями замка.
И это все? Хорошо, что рядом с камнем есть пояснительная табличка, на которой (о чудо!) есть перевод на английский. И вот тут выясняется, что именно в этой галерее произошло событие, ставшее началом истории, о которой знает каждый японец, да и многие люди за пределами страны. Она обросла легендами, про нее написаны книги, сняты фильмы. Речь идет об истории про 47 ронинов.
Про саму историю информации завались, поэтому изложу кратко. В 1701 году некий даймё (по-нашему владетельный князь) Асано Наганори из города Ако, получил предписание сёгуна явиться к нему в замок. Поскольку любое дело в Японии является ритуалом, он должен был получить консультацию у знатока ритуальных дел Киры Ёсинака. Видимо, Асано был профаном не только в знании церемоний, но и в дворцовых обычаях - он не знал, что любое дело у чиновников должно быть соответствующе "подмазано" (знакомая ситауция, не так ли?). Не дождавшись подношений, Кира стал Асано "динамить", попутно еще и оскорбив.
Самурайский кодекс бусидо предписывает не спускать оскорбления "на тормозах". Асано кодекс чтил и в ярости напал на обидчика - это произошло в той самой "сосновой галерее". Но не только напасть на кого-либо, но даже обнажить оружие в замке считалось страшным преступлением, единственное наказание за которое - казнь. С другой стороны, Асано все сделал по кодексу. В этой ситуации сёгун принял соломоново решение: не казнить преступника, а предложил ему сделать сеппуку (у нас это чаще называют харакири), что было исполнено в тот же день.
Тут уже всполошились самураи Асано: мало того, что тот же кодекс предписывал им отомстить за хозяина, так еще и замаячила перспектива остаться ронинами (воинами без хозяина, что было еще оскорбительнее). 30 января 1703 года возмездие свершилось: 47 ронинов под предводительством Оиси Кураносукэ ворвались в дом Киры и лишили его головы.
Они знали на что шли: их ждал тот же конец - смерть. 20 марта 1703 года 46 ронинов последовали за своим хозяином и совершили ритуальное сеппуку. Выжил только самый младший из них - Тэрадзака Китиэмон, сразу после покушения отправленный в Ако сообщить радостную весть семье Асано. Позже он был прощен, прожил долгую жизнь и был похоронен вместе со своими товарищами и сюзереном в монастыре Сэнгакудзи.
Такая вот история и всего лишь скромный камень на месте событий.
Я уже упоминал, что про 47 ронинов снято много фильмов. Только вот в голливудской картине 2013 года с Киану Ривзом в главной роли сюжет не имеет ничего общего с историей.