Регион: |
Санкт-Петербург |
Район: |
Василеостровский |
Метро: |
Василеостровская |
Координаты: |
59°56.575N, 30°16.744E |
Дата обновления: |
04-10-2014 |
Категории: |
Транспорт, путешествия - Конка, трамвай, метро |
На карте |
На пересечении шестой и седьмой линии со Средним проспектом В.О. в Санкт-Петербурге установлен памятник "Первой конке". Именно на Васильевском острове впервые появился этот поистине "народный" способ передвижения в мегаполисах конца XIX века - по маршруту «6-я линия - Конногвардейский бульвар - Адмиралтейская площадь» с 27 августа 1863 года курсировала первая конка.
Памятник был открыт 27 октября 2004 года в виде двухэтажного вагончика, который создавали по сохранившимся чертежам Путиловского завода образца 1872–1878г.г. Позже, в 2005 году, вагончик дополнили скульптурами лошадей и ямщика, первоначально выполненным скульптором А.Зиякаевым из пластика и бетона. В 2007 году группа была заменена новой, из искусственного мрамора.
В 2009 году добавили вагоновожатого-кучера работы скульптора И.Пентешина. Детали одежды до мельчайших деталей воссозданы с исторической точностью: по историческим фотографиям, записям «Ленфильма» и по материалам архивов. Для пуговиц кучерского сюртука, с гербом России, пришлось прибегать к помощи «Мосфильма» - они сделаны по слепкам с пуговиц сохранившейся оригинальной форменной одежды кучеров.
Конка - это одно- или двух-этажные вагоны. Одноэтажные возила одна лошадь и пользовались услугами такой конки чаще люди зажиточные. Двухэтажные вагоны были оборудованы открытой верхней площадкой («империалом»), тащили эти вагоны две лошади и стоил проезд на ней значительно дешевле: билет на первом этаже (22 человека) стоил 5 копеек, на империале (24 человека) платили по 2 копейки. Конку обслуживали шесть конных парков на 3,5 тысячи лошадей, сеть состояла из 26 маршрутов общей протяженностью около 150 км.
Управление конкой требовало немалого мастерства и сил: при спуске вниз хватило бы малейшей ошибки, тяжелый вагон мог наехать на лошадей. Поэтому служили там исключительно мужчины. На конечной остановке лошадей запрягали с другого конца вагона, перевешивали колокол с тормозом и отправлялись в обратный рейс.
С введением в эксплуатацию в 1907 году электрических трамваев, петербургская конка стала терять свою значимость и к 1917г. окончательно исчезла.
К концу 1980-х годов трамвайная сеть Санкт-Петербурга достигла таких масштабов, что была включена в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире. С 1990-х годов объемы движения стали сокращаться, однако еще в 2002 году протяжённость трамвайных линий превышала 600 км. После этого рекорд перешел к Мельбурнскому трамваю.
Памятники конке есть еще в нескольких городах (см.фотогалерею). А в Петербурге кроме памятника первой конке есть еще памятник первой трамвайной линии.