Страна: |
Россия |
Регион: |
Ярославская область |
Город/Нас.пункт: |
Ярославль |
Координаты: |
57°38.155N, 39°51.917E |
Дата обновления: |
05-03-2017 |
Категории: |
Профессии - Полицейские, гаишники, городовые |
На карте |
Обычно в России на въездах-выездах городов устанавливали так называемые "заставы". Вспомним хотя бы московские Рогожскую, Тверскую и другие заставы. Вот и в Ярославле были такие. Они представляли собой пару высоких пирамидальных столбов. Рядом с ними находилась будка - "кордегардия", в народе называемая "караульня", в которой сидел служивый человек. Он тщательно проверял документы всех проезжающих и записывал в специальную книгу. Также он сличал внешность путешественников с описаниями находившихся в розыске государственных преступников, хранившимися на каждой заставе. В его обязанности также входил надзор за порядком и сбор дорожных и городских податей.
В Ярославле застав было 4: Угличская, Борисоглебская, Московская и Романовская. Последняя получила свое название от древнего города Романова-Борисоглебска, куда вела дорога, проходящая через заставу.
Именно на месте бывшей Романовской заставы в 2008 году был установлен памятник постовому. Выглядит он как бравый вояка, одетый по форме XVIII века: шинель, подпоясанная кушаком, четырехугольная шапка с гербом Российской империи, шаровары. На груди – номерная бляха с надписью: "Ярославская губерния". В сапог воткнута ложка, в одной руке – секира, в другой – трубка с махоркой.
Автор композиции - Елена Васильевна Пасхина. Скульптуру самого постового отливали в Подмосковье, а внешний "антураж", включая будку, выполнили местные мастера.
В стародавние времена уже существовали, как сказали бы сейчас, правила дорожного движения. Среди прочего они ограничивали скорость в городах. Но стоило выехать за заставу, путники тут же пришпоривали лошадей ("какой же русский не любит быстрой езды?" - говорил классик). Особой лихостью отличались ямщицкие тройки. Опять же согласно тогдашним ПДД, все частные экипажи и пешеходы, заслышав колокольчик ямской тройки, должны были немедленно уступать дорогу. Но для догдашней "золотой молодежи" - молодых дворян - считалось делом чести "сделать" курьерскую тройку.
Естественно, при этом не обходилось без ДТП, в которые попадали даже члены царской семьи (ведь бронированных "членовозов" и практики перекрытия дорог тогда не еще существовало). В конце концов, эта ситуация вывела из себя Екатерину II. Она издала указ для тех, кто "несмирно ездит": ямщика, уличенного в слишком быстрой езде - забирали в солдаты, а у владельцев лихих частных экипажей лошадей просто отбирали. Может, стоит возродить эту практику?