Памятник подводной лодке С-13 в Нижнем Новгороде


Страна:
Россия
Регион:
Нижегородская область
Город/Нас.пункт:
Нижний Новгород
Координаты:
56°19.609N, 44°00.223E
Дата обновления:
26-01-2017
Категории:
Война, оружие - Военно-исторические

На карте


Основные фото:

Дополнительные фото:

В нижегородском Кремле стоит памятник подводной лодке С-13, установленный 8 мая 2000 года. На первый взгляд, Нижний Новгород - странное место для памятника подлодке, ведь отсюда до ближайшего моря - более тысячи километров. Но дело в том, что многие подводные лодки в СССР делались именно здесь, на заводе "Красное Сормово".

С-13 вступила в строй на Балтике в 1941 году. До 1944 года в боевых действиях участия практически не принимала (как и другие подлодки), поскольку немцы намертво заблокировали Финский залив минами и сетями. Только после прорыва блокады лодки начали выходить в боевые походы. К этому времени командиром С-13 стал Александр Маринеско.

Он родился в 1913г. в Одессе. Его отец - румынскоподданный Ион Маринеску, в свое время набивший морду офицеру и посаженный за это в румынскую каталажку. Природная сметливость помогла ему сбежать и от греха подале переправиться в Россию. Тут он тоже не растерялся, "обукраинил" фамилию, заменив последнюю букву на "о", имя на "Иван", а для пущей верности женился на местной гарной дивчине Татьяне Коваль.

Маринеско-младший во многом унаследовал буйный характер отца, что позднее ему сильно аукнулось. Выучившись в одесской мореходке, он начал морскую карьеру. К моменту назначения на С-13 успел походить на нескольких подлодках. При этом был малоуправляем и предерзостен с начальством, а также испытывал слабость к спиртному и слабому полу.

Широкую известность С-13 и ее капитану принесло потопление в январе 1945г. немецкого теплохода "Вильгельм Густлов", на борту которого было (по разным оценкам) 6-10 тыс. человек. Спаслись меньше тысячи. Эта история получила громкое название "атака века". Осталось в тени даже то, что через несколько дней С-13 потопила другой теплоход - "Генерал Штойбен", перевозивший несколько тысяч человек (погибло порядка 3500). По сравнению с этим гибель "Титаника" с его 1500 погибших - мелочь.

И вот тут начинаются споры. Советский официоз сообщал, что "Густлов" перевозил более 3000 подводников (об этом также сообщает и табличка на памятнике С-13). А "Штойбен" - несколько тысяч танкистов. Т.е. получалось, что Маринеско уничтожил чуть ли не весь цвет немецких поодводников и танкистов. Но вот какая неувязка: если бы было так, то Маринеско должны были обласкать и засыпать наградами, несмотря на всю нелюбовь начальства. Но дали ему "всего лишь" орден Красного Знамени.

Позже появились сведения, что на самом деле "Густлов" перевозил беженцев, убегавших от наступающей Красной Армии (более 6000 человек), а "Штойбен" - ок. 3000 раненых. Непосредственно военных на "Густлове" было порядка 1500 человек. В связи с этим Маринеско в Германии объявили чуть ли не военным преступником.

Кем же был Маринеско - героем или извергом? Думаю, что он был прежде всего военным, выполнившим свой долг. При этом сохранил лодку и экипаж - из 13 лодок типа "С" на Балтике уцелела только одна С-13! Имел ли он право топить эти корабли? Не только имел, но и был обязан - они шли под охранением, а поэтому были ВОЕННЫМ КОНВОЕМ. А что или кого они перевозили - Маринеско не ведал. Погибли тысячи гражданских? Да, но ведь война - штука вообще убийственная, а 2-я Мировая - в особенности. Давно прошли те времена, когда подводники сначала всплывали, просили экипаж покинуть судно и только после этого торпедировали.

Был ли Маринеско единственным, кто открыл огонь по гражданским? Нет - такие факты сплошь и рядом. Вспомним как вели себя немецкие подводники, особенно после приказа Гитлера топить все что плывет и не париться по поводу пленных и тонущих. Да и в других воюющих флотах ситуация была не лучше. Яркий пример - американская лодка "Wahoo" во главе с капитаном Мортоном. Тот торпедировал одно судно, погнался за другим, потом вернулся, всплыл и приказал расстрелять из автоматов всех кто был в воде. Позже выяснилось, что японцы перевозили на корабле более 500 индийских пленных. Т.е. Мортон расстрелял своих же. Его за это пожурили? Нет, его наградили и он стал общенациональным героем. А National Geographic снял фильм, где прославляются "подвиги" Мортона.

Что касается Маринеско, то в 1945-м приказом Наркома ВМФ "за халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность" он был отстранен от командования подлодкой, понижен в звании и назначен командиром тральщика. Затем вышел в отставку, работал на заводе, был обвинен в хищении, осужден, потом реабилитирован. Умер в 1963 году в нищете и забвении. Звание Героя Советского Союза ему присвоили только в 1990 году.

С-13 продолжала нести службу. В 1956 году она была исключена из списков плавсредств ВМФ, в 1957 - расформирована и впоследствии разобрана. Памятник в Нижнем Новгороде - копия ее боевой рубки, восстановленная по заводским чертежам.


Кстати...

Кроме памятника в Нижнем, есть еще памятники лодкам серии "С": рубка С-156 стоит в Кронштадте, а С-56 целиком установили во Владивостоке.

Памятников Маринеско довольно много- см. фотогалерею. Памятник, первоначально установленный в Лиепае, в 1995 году, после развала Союза, перенесли в Кронштадт. Кроме того есть марки, значки, монеты. Улицы в нескольких городах названы его именем. Ему посвящены фильмы "О возвращении забыть" (1985) и "Первый после Бога" (2005).

Говорят, что памятник Маринеско собирались поставить в английском Портсмуте. Но никаких подтверждений этому я не нашел.

Другие памятники в регионе

Комментарии:

Наталья
01.11.2023 15:49

Благодарю за статью и фотографии, посвященные памяти легендарного человека А.И. Маринеско.

Написать комментарий
Ваше имя:
(* Обязательный пункт)

Введите имя

e-mail:
(Необязательно, не показывается, только для обратной связи)
Комментарий:
(* Обязательный пункт)
Внимание: комментарии рекламного характера,
а также содержащие нецензурные выражения, будут удалены!

Введите комментарий

Введите цифры с картинки:

Неверные цифры

Добавить
Отмена