Страна: |
Россия |
Регион: |
Тверская область |
Город/Нас.пункт: |
Тверь |
Координаты: |
56°52.415N, 35°51.025E |
Дата обновления: |
07-08-2016 |
Категории: |
Транспорт, путешествия - Паровозы, локомотивы |
На карте |
Как все знают, сначала поезда водили паровозы, потом их сменили тепловозы и электровозы. Но оказывается, что были еще локомотивы на реактивной тяге.
В СССР периодически пытались создать скоростные поезда. Еще в 1930-х годах на Коломенском заводе было создано несколько опытных поездов, развивавших 170 км/ч. А в конце 1960-х родилась идея разработать поезд на реактивной тяге. На Калининском вагонном заводе (сейчас ТВЗ) был создан прототип с проектной скоростью 250 км/ч.
Для него взяли серийный вагон ЭР22, поставили на него головной и хвостовой обтекатели (ими занимался МГУ), а на крышу водрузили реактивные двигатели. К делу подошли весьма серьезно: уменьшенную копию продували в аэродинамической трубе ЦАГИ, а в качестве тяги предполагали использовать двигатели от истребителя МИГ-15. В результате коэффициент лобового сопротивления составил 0,25 (для сравнения: у современных автомобилей он редко опускается ниже 0,3). От военных двигателей отказались в пользу гражданских от самолета ЯК-40. Для экстренного торможения установили емкость с песком, который по сигналу машиниста высыпался под колеса.
В 1971 г. вагон проходил испытания на линии Голутвин - Озёры Московской дороги и достиг скорости 187 км/ч. Затем в 1972 г. вагон совершал поездки на участке Новомосковск - Днепродзержинск Приднепровской железной дороги. Итогом испытаний была скорость 249 км/ч. Можно было бы больше, но рельсы не были рассчитаны на такую скорость.
Несмотря на успешные испытания, программу свернули - уж больно много топлива потреблял поезд. К тому же появился электропоезд ЭР-200, развивавший 200 км/ч без всяких реактивных двигателей.
После завершения испытаний вагон был брошен на задворках Калининского вагоностроительного завода. В 1986 г комсомольцы КВЗ решили сделать из реактивного вагона модный в те годы кафе-видеосалон. Его почистили, перекрасили из красно-жёлтого в бело-голубой цвет. В кабине оборудовали бар и посудомойку, а в салонах устроили кинозалы. Идея заглохла, и вагон еще 20 лет гнил в тупике возле цеха спецпродукции.
В 2008, в год 110-летия Тверского вагоностроительного завода, было решено установить стелу с головной частью вагона-лаборатории. Нос с реактивными двигателями отрезали и установили на площади Конституции перед заводом. Так в Твери появился этот необычный памятник.
Это был не первый в мире реактивный вагон. В 1966 году американская компания New York Central испытала вагон под обозначением М-497, который имел два двигателя General Electric от самолета J-47.