Регион: |
Санкт-Петербург |
Район: |
Кронштадтский |
Город/Нас.пункт: |
Кронштадт |
Координаты: |
59°59.223N, 29°47.459E |
Дата обновления: |
29-12-2015 |
Категории: |
Профессии - Водовозы, водоносы |
На карте |
Все знают, что город-крепость Кронштадт был основан как форпост, охраняющий подступы к Петербургу с моря. С военной точки зрения все было хорошо: все фарватеры контролировались и простреливались. Но была одна проблема: на острове не было подходящих источников пресной воды. Поэтому питьевую воду сюда доставляли из Петергофа, из ропшинских источников, а для хозяйственных нужд ее брали прямо из залива или Обводного канала. Надо отметить, что казённым учреждениям вода отпускалась бесплатно, а вот частники должны были за нее платить.
Воду по городу развозили в бочках ("анкерах") объёмом до 50 литров на санях зимой и двухколёсных повозках летом. И занимались этим делом люди забытой сегодня профессии - водовозы. Но это только в фильме "Волга-Волга" водовоз такой веселый и жизнерадостный, а на самом деле их труд был очень тяжёл.
В 2006 году в Кронштадте установили памятник водовозу, его создал скульптор Ф.Крушельницкий при участии И.Андрюхина. Памятник необычный: он выполнен в виде небольшого фонтанчика, водовоз льёт воду из ведра в бочку, а оттуда уже она стекает в чашу фонтана.
Рядом с памятником расположено красивейшее здание, которое нетрудно принять за какой-нибудь особняк или собор: его украшают белые колонны, на фасаде - лепные орнаменты и герб Кронштадта в окружении дельфинов. Кто бы мог подумать, что на самом деле это всего-навсего башня городского водопровода!
Дело в том, что к началу XIX века всем стало ясно, что проблему водоснабжения Кронштадта надо как-то решать. И в 1804 году в городе заработал водопровод (кстати, первый в России). А поскольку в те времена всё строили не абы как, а основательно и на века, то и водокачку для водопровода соорудили нарядную и монументальную. Она была построена в 1836-1839гг. по проекту военных инженеров Лебедева и Татаринова и сейчас признана памятником архитектуры.
Первоначально у здания был даже настоящий купол, как в храме. Вот только из этого купола периодически валил черный дым - там как раз и располагались паровые машины, качавшие воду. Но они оказались ненадежными, поэтому их заменили обычной водонапорной башней, для чего здание перестроили.
Постепенно водопроводное хозяйство в Кронштадте расширялось, но "в каждый дом" вода пришла лишь в XX веке. Тогда же с улиц исчезли последние водовозы.
У меня на сайте есть еще пара похожих памятников: водовоз в Коломне и водовоз в Петербурге.